Главная -> Новости -> Кризис московским строителям не страшен

Кризис московским строителям не страшен

Кризис московским строителям не страшен

Минувшая пятилетка отличилась рекордным строительством новых дорог, станций метро и городской инфраструктуры в целом. В 2011 году команда Сергея Собянина кардинально пересмотрела программу развития столицы, обратившись к международной практике. Городская стратегия впервые разрабатывалась с точки зрения многолетнего опыта развитых стран и долгосрочного планирования.

В сегодняшнем спецвыпуске мы решили проанализировать, что московским властям удалось сделать за последнюю пятилетку, и узнали, какими проектами стройкомплекс порадует горожан в ближайшее время.

Заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин уверен: столичному стройкомплексу никакой кризис не страшен. Опыт работы в сложных экономических условиях у него и его команды есть. В 2010-м, когда Марат Шакирзянович начал трудиться в должности руководителя Департамента городского строительства, столица как раз переживала последствия кризиса 2008 года. К началу 2011 года было достигнуто дно, а потом начался резкий рост.

— У нас в городе живут и работают фактически все крупные девелоперы, есть огромное количество профессионалов в области недвижимости и строительства. В столице самое большое количество образованных людей, много молодых студентов, а это наш потенциал на будущее, — оптимистично заявляет Хуснуллин. — Кроме того, кризис в какой-то мере для строительной отрасли может даже сыграть в плюс. Он дает стимул к развитию отечественного производства, технологий. Так что с таким огромным потенциалом, какой есть у Москвы, мы переживем любые кризисы.

— Марат Шакирзянович, как влияет непростая экономическая ситуация на московские проекты?

— Сложилась интересная ситуация. Инвестиционная активность не снизилась, а выросла: в прошлом году мы выдали разрешений на строительство на 1 млн кв. метров недвижимости больше, чем в 2014-м. Скорее всего, причина этого — в инерционности рынка: в предыдущие годы было выдано много градостроительных решений, и строители продолжают получать по ним разрешения на строительство. С другой стороны, мы видим, что активность инвесторов на некоторых стройках снизилась. За разрешениями на строительство офисов практически не обращаются. Спрос на офисы сейчас снизился, и многие инвесторы просят пересмотреть проект и разрешить, к примеру, построить взамен офисов жилье или торговлю, и город идет навстречу. Кстати, в том числе и это помогло нам в 2015 году достичь рекордных показателей по вводу жилья, каких не было еще с докризисного 2007 года: ввели 3,8 млн кв. м жилой недвижимости, что превысило как наши плановые расчеты (3,4–3,5 млн кв. м), так и показатели 2014 года (было введено 3,3 млн кв. м). Подобная тенденция (падение спроса на офисы), по всей видимости, будет сохраняться и в текущем году.

— Сейчас федеральное правительство решает, будет ли оно в дальнейшем субсидировать ипотечное кредитование (срок действия программы поддержки ипотеки заканчивается в марте). Насколько важно для Москвы положительное решение этого вопроса?

— Если решение будет принято, то, думаю, по жилью в этом году мы вполне сможем выйти если и не на аналогичные объемы, то на 3,5 млн квадратных метра наверняка. Кстати, не снизил город темпов и по строительству социальных объектов. По итогам 2015 года, построено как за бюджетный счет, так и на деньги инвесторов и введено в эксплуатацию 27 детских садов, 19 школ и блоков начальных классов, 14 объектов здравоохранения, 3 объекта культуры, причем из числа долгостроев (Гнесинка, школа им. Танеева и знаменитая «Геликон-опера»), 10 спортивных объектов, включая такие знаковые, как арена «Мегаспорт» и Ледовый дворец на ЗИЛе (где уже в этом году пройдет чемпионат мира по хоккею с шайбой). Построено и введено больше 9,1 млн кв. м недвижимости, что не только превысило показатели 2014 года (когда мы сдали 8,7 млн кв. м), но и наши плановые расчеты на 2015 год, и стало рекордным показателем за всю современную историю Москвы. Настоящий рекорд поставили в дорожном строительстве: ввели почти 100 км дорог, что превысило плановые показатели (ожидали 88 км) и показатели 2014 года (86 км).

— Каковы приоритетные направления городской строительной политики? Приходится ли сокращать расходы на их реализацию?

— Приоритетным направлением работы всего стройкомплекса было и остается транспортное строительство. Почему такое внимание именно этому сегменту? Потому что мы прекрасно понимаем: если строится метро, реконструируются и появляются новые дороги, эстакады, тоннели, транспортно-пересадочные узлы, в Москве не просто улучшается транспортная ситуация, но и развивается экономика. Ведь туда, где появляется транспортная инфраструктура, немедленно приходят и инвестиции, начинает строиться недвижимость — жилая, коммерческая, а это новые рабочие места и новые налоги в бюджет. Поэтому мэр Москвы принял, считаю, важнейшее решение ни в коем случае не сокращать расходы на строительство транспортных объектов. Средства на их возведение заложены в Адресную инвестиционную программу на 2016–2018 годы и составляют колоссальную сумму — более 1 триллиона рублей, 70% расходов всей программы на ближайшие три года. Только по части метро у нас сегодня в стройке находится 60 км линий, 35 станций и 5 депо. Мы обеспечили серьезный задел на будущее, который позволит уже в этом году ввести более 20 км линий и 12 новых станций, что может стать рекордным вводом за всю 80-летнюю историю московского метростроения.

— Какова судьба других ключевых для города проектов?

— Все они включены в принятую Адресную инвестиционную программу на ближайшие 3 года, и под них выделено финансирование. Собственно, эта программа является нашей главной антикризисной мерой, потому что мы сохраняем бюджетное финансирование метро, дорог, жилья в раМоя Москваах выполнения социальных обязательств перед москвичами, социальных объектов, а также важнейших инфраструктурных объектов, в том числе в раМоя Москваах подготовки города к предстоящему чемпионату мира-2018 по футболу. Все объекты являются объектами госзаказа, и контракты по ним с подрядчиками заключаются в рублях. А значит, курсовая разница на себестоимость строительства практически не влияет. Доля импорта у нас в строительстве и так традиционно невысока, а благодаря принятым городом мерам по импортозамещению сведена к минимуму. Но и по тем позициям, где без импортной составляющей обойтись никак нельзя (например, щиты для метро, высокоточные станки, звуковое оборудование для театральных сцен), покупки были произведены заблаговременно, еще по старому курсу валют.

— Москва активно разрабатывает новый генеральный план. В чем отличия генплана от мастер-плана? И чем новый генплан будет отличаться от действующего?

— Между мастер-планом и генпланом существуют принципиальные отличия. Мастер-план — это документ стратегического пространственного планирования. Он носит в первую очередь целевой характер, содержит методологию реализации долгосрочной стратегии развития. В его составе разрабатываются цели и задачи пространственного развития, принципы и направления политики этого развития, перспективы формирования системы расселения и т.д. А генплан — это документ территориального планирования, он в большей степени детализирован, сконцентрирован на регулировании вопросов землепользования и размещения в городе тех или иных объектов. В составе генплана устанавливаются границы функциональных зон, фиксируются транспортные коридоры, определяются необходимые объемы инженерной и транспортной инфраструктур. Сейчас наши усилия сосредоточены в первую очередь на работе по актуализации действующего генплана. Документы стратегического планирования региона могут быть подготовлены исключительно на основе и в увязке с аналогичными документами Российской Федерации, которые в данный момент находятся еще в разработке. Для Москвы же определена первоочередная необходимость подготовки именно актуализированного генплана. Мы провели огромную работу — и по разработке нового генплана, и по разработке новых правил землепользования и застройки. Эти документы планируем утвердить уже в этом году.

— Почему вас не устраивает действующий генплан, принятый в 2010 году?

— Он давно не отвечает реалиям сегодняшнего дня. Во-первых, за счет повышения роста экономического благосостояния населения машин в городе стало значительно больше, чем планировалось. Вторая ошибка также напрямую связана с экономикой. В городе вроде бы прописано 12 млн населения, а по всем нашим подсчетам, меньше 15 млн человек в день не находится. Разница в 3 млн человек влияет на все: на транспорт, на плотность, на трафик, на покупательскую способность и так далее. Третье — старый генплан не учитывал присоединенных территорий, поскольку они вошли в состав города только 1 июля 2012 года.

Марат Хуснуллин.

— В Новой Москве идет активное жилищное и дорожное строительство. Покупатели все чаще предпочитают покупать квартиры не в пределах Моя МоскваАД, а на присоединенных территориях. А разрабатывается ли отдельный генеральный план развития Троицкого и Новомосковского округа города?

— Первое, что мы сделали, когда эти территории вошли в состав Москвы, — провели огромную работу по пересмотру всей ранее выданной властями Подмосковья документации, привели ее в порядок в соответствии с нормативно-правовыми документами Москвы. Разумеется, возникла необходимость разработки генплана развития этих территорий, поскольку до присоединения существовали лишь обособленные друг от друга генпланы отдельных муниципальных образований Московской области. И развиваться эти территории могли либо по своим старым генпланам, либо — уже после присоединения к Москве — по проектам планировок, прошедшим публичные слушания.

Генплан развития этих территорий и правила землепользования и застройки мэр поручил нам подготовить и утвердить к июлю этого года. Самый главный шаг мы уже сделали, а именно — разработали, приняли и утвердили территориальные схемы развития ТиНАО, которые как раз и являются основой генплана и правил землепользования и застройки. Эту колоссальную работу мы провели в рекордно короткие сроки — за 2,5 года. А уже генплан плюс ПЗЗ позволят детально проработать схемы развития каждого района и каждого населенного пункта. Для того чтобы новый генплан развития этих территорий максимально отвечал интересам местных жителей, мы уже в конце прошлого года приступили к проведению публичных слушаний и обсуждений. По их итогам будут учтены замечания и предложения жителей, которые найдут свое отражение в генплане.

— Не могу не спросить про серьезнейшую московскую проблему — пробки. В последнее время движение на дорогах улучшилось, но тем не менее заторы случаются. Какие меры, на ваш взгляд, позволят стабилизировать ситуацию?

— Нам действительно удалось переломить сложившийся негативный тренд и реально улучшить транспортную ситуацию в мегаполисе. Достаточно сказать, что много лет подряд Москва занимала по пробкам первое место в мире. И буквально за последние четыре года московские магистрали удалось разгрузить на 16 процентов, при этом на 25% — только за последний год. В итоге Москва уже по итогам 2014 года в рейтинге авторитетного нидерландского издания в области исследования городского трафика TomTom впервые сместилась с первого места на четвертое — после Стамбула, Мехико и Рио-де-Жанейро. Конечно же, достичь таких результатов одним только строительством дорог и реконструкцией развязок и магистралей мы бы не смогли. Улучшить ситуацию удалось благодаря целому комплексу мер, принятых по инициативе мэра Москвы Сергея Собянина. Благодаря реализации беспрецедентной по масштабам программы развития метрополитена горожане, получившие в шаговой доступности метро, пересели с автомобилей и городского общественного транспорта в подзеМоя Москвау. Помогли и меры по ограничению парковочного пространства в центре.

Уже в прошлом году по сравнению с 2014-м скорость движения транспорта на основных магистралях выросла в среднем на 3–4 км в час: на Моя МоскваАДе — с 61 до 65, на Третьем транспортном кольце — с 52 до 54, на Садовом — с 44 до 48, на вылетных магистралях — с 38 до 41 километра в час. Вообще, за 5 лет мы построили в Москве свыше 400 км дорог, а это 10% всей существующей в городе улично-дорожной сети.

— Расскажите о ближайших планах по строительству и реконструкции дорог.

— Мы в этом году полностью завершаем реконструкцию всех вылетных магистралей. Напомню, что за 5 лет в Москве их уже реконструировано 8, а в этом году закончим работы на Рязанском шоссе, шоссе Энтузиастов, Щелковском шоссе, а также на Волоколамском шоссе, где будет введен в строй путепровод на пересечении с Малым кольцом железной дороги. Кроме того, сдадим участок Северо-Восточной хорды от шоссе Энтузиастов до Измайловского шоссе и начнем работы на другом участке этой магистрали: от развязки Вешняки—Люберцы до южной части Четвертого транспортного кольца, а в западной ее части стартует строительство участка от Фестивальной улицы с выходом на Дмитровское шоссе.

Будут проведены работы и на участке Северо-Западной хорды от Ленинградского шоссе с выходом на улицу Мневники через улицу Народного Ополчения и тоннель на пересечении с улицей Берзарина. Планируется приступить к реконструкции улиц Генерала Дорохова (от Аминьевского шоссе до Моя МоскваАДа) и Рябиновой, а также к строительству транспортной развязки на пересечении Аминьевского шоссе с улицей Генерала Дорохова. В скором времени начнутся строительные работы и на участке Южной рокады от Балаклавского проспекта до Кантемировской улицы, ввод которого позволит вывести транспорт от Балаклавского проспекта до Каширского шоссе с выходом на улицу Борисовские Пруды. Эти работы мы завершим в 2017 году.

В наших планах также завершение первого этапа реконструкции Калужского шоссе, развернем стройку на участке Солнцево—Бутово—Видное от Киевского до Калужского шоссе. Кроме того, в 2016 году будет уделено большое внимание строительству межрайонных связок. Сейчас из-за отсутствия таких коротких путей водителям иной раз приходится совершать перепробег от 1,7 до 10 км, тогда как мировая норма — 1,2–1,3 км. В итоге москвичи смогут перемещаться между районами без выезда на основные и вылетные магистрали. Эти дороги важны для города не меньше, чем крупные магистрали и развязки. Они окажут большое влияние на транспортную обеспеченность многих городских объектов, и за счет уплотнения вот этой дорожной сети ситуация на дорогах значительно улучшится. В этом году начнется формирование улично-дорожной сети в Мневниковской пойме и строительство дорог на территории промзоны ЗИЛа. В частности, возведем новую эстакаду через железнодорожные пути, а также связку между платформой ЗИЛа на Моя МоскваЖД и станцией метро «Технопарк». Начнутся работы на Симоновской набережной от уже существующего участка до Третьего транспортного кольца и от Южного речного вокзала до 2-го Южнопортового проезда. Эта сеть позволит обеспечить удобную транспортную доступность к строящемуся парку развлечений в Нагатинской пойме.

— Как продвигаются работы на Малом кольце железной дороги?

— Снижению нагрузки на дороги поспособствует и запуск в этом году пассажирского движения по Малому кольцу Московской железной дороги, которое мы фактически рассматриваем в качестве полноценного наземного метро. Московская кольцевая железная дорога будет интегрирована с подзеМоя Москваой посредством транспортно-пересадочных узлов, к строительству которых мы также уже приступаем. Работы на 15 из 31 станции Моя МоскваЖД в настоящее время полностью завершены, и тестовое движение по кольцу планируем запустить в апреле этого года. Кроме того, в раМоя Москваах модернизации Малого кольца железной дороги до конца первого полугодия завершим строительство четырех путепроводов через железнодорожные пути, включая автодорожный и трамвайный Волоколамские, Богородский, завершим переустройство инженерных сетей в районе Коптевского путепровода. Курский и Ярославский вокзалы разгрузятся на 40%. Кроме того, к запуску движения по Моя МоскваЖД разработано более 30 новых автобусных маршрутов. Чтобы создать пассажирам комфортные и безопасные условия, до конца этого года будут также обустроены нормальные подъезды и пешеходные дорожки, ведущие к станциям и ТПУ.

Первые пассажиры смогут воспользоваться новым для Москвы видом городского общественного транспорта уже в сентябре этого года, когда мы планируем запустить по кольцу полноценное движение поездов.

Пользоваться услугами Моя МоскваЖД ежегодно смогут 300 миллионов человек. Кроме того, Моя МоскваЖД частично перераспределит транзитные транспортные потоки из центра в среднюю часть города и обеспечит транспортную доступность примыкающих к кольцу промзон, которые в перспективе ждет реорганизация. Для обслуживания промышленных предприятий и транзита грузовое движение на Моя МоскваЖД будет сохранено.

— Спасибо за интересный и подробный рассказ!

 
Театры
Общество
Автомобильный независимый новостной портал
© Copyriht 2017