Главная -> Новости -> Новости -> При ликвидации музея автомобиль маршала Рокоссовского пришлось вытаскивать через окно

При ликвидации музея автомобиль маршала Рокоссовского пришлось вытаскивать через окно

При ликвидации музея автомобиль маршала Рокоссовского пришлось вытаскивать через окно

Долгая агония уникального московского Музея антигитлеровской коалиции «Союзники и ленд-лиз» подошла к концу. В предпраздничный день 10 июня из помещения, откуда выселяют экспозицию, была вывезена ее «жемчужина» и самый крупный экспонат – автомобиль «Форд-Виллис», на которым в свое время ездил легендарный советский маршал Константин Рокоссовский. Репортеры «Моя Москва» оказались единственными представителями СМИ, присутствовавшими на этой «спецоперации» с самого ее начала и до конца.

фото: Александр Добровольский

Печальной истории этого музея в «Моя Москва» была посвящена не одна публикация. Однако переломить ситуацию так и не удалось.

Не имеющий аналогов в мире музей, почти 12 лет работавший в помещении пригласившей его еще в начале нулевых «под свое крыло» школы №1262 (ныне – ГБОУ школа № 627), с приходом нового школьного руководства оказался «в опале».

После долгих разбирательств энтузиасты-поисковики, собравшие уникальную коллекцию артефактов времен 2-й мировой, послужившую основой музейной экспозиции, вынуждены были приступить к эвакуации исторических ценностей из занимаемого помещения.

В пятницу 10 июня директор музея Николай Бородин и его помощники занимались самой сложной процедурой: из помещения экс-музея на первом этаже школы предстояло вытащить «Виллис» маршала Рокоссовского и погрузить его на эвакуатор. Среди участников этого технического мероприятия был и внук знаменитого советского полководца – Константин Вильевич Рокоссовский. С его помощью мы узнали «биографию» мемориальной машины.

Ликвидация музея ленд-лиза завершилась эвакуацией машины маршала Рокоссовского (26 фото)

– Этот джип был собран на заводе Форда в августе 1944-го (в техническом паспорте стоит даже более ранняя дата выпуска: 1942 год – авт.) и отправлен в Советский Союз согласно программе поставок по ленд-лизу. Однако о первых годах его армейской службы ничего доподлинно не известно. Скорее всего он принимал участие в боевых действиях в составе одной из частей 2-го Белорусского фронта. После окончания войны «Виллис» был передан в Северную группу советских войск, которая дислоцировалась в Польше. Дальнейшие перемены в судьбе джипа зафиксированы в его техпаспорте: вот отметка, что в августе 1949 года машина была снята с учета в Автоотделе Северной группы войск, расположенном в Варшаве. Ее переправили в Москву – в распоряжение Автобронетанкового управления Московского военного округа.

Ликвидация музея ленд-лиза завершилась эвакуацией машины маршала Рокоссовского (26 фото)

Вскоре этот автомобиль был передан моему деду-маршалу – для хозяйственных нужд. Действительно, на протяжении многих последующих лет этот безотказный внедорожник был в нашей семье «рабочей лошадкой». На нем перевозили всякие тяжести, использовали для обслуживания сада и огорода, ездили на рыбалку и в лес по грибы... Константин Константинович всегда сидел впереди, на правом от водителя месте. Позднее мы выезжали и на парады военной ретро-техники, и в съеМоя Москваах нескольких фильмов этот джип участвовал. Помню, однажды возвращаемся с очередной такой съеМоя Москваи по Дмитровскому шоссе, и вдруг нас тормозит ГАИшник. «В чем дело?» – «На вашей машине номера фальшивые!» Оказывается инспектору не понравились вот эти номерные знаки «доисторического» образца – на желтом фоне две черные буквы и четыре цифры. Такие выдавались на машины еще в конце 1940-х – 1950-е годы и к нынешнему времени почти все они уже исчезли. Однако на этом «Виллисе» мы оставили те номера, которые он получил при «прописке» в нашей семье. В тот раз едва-едва удалось уладить дело с въедливым сотрудником ГАИ...

– А как же машина оказалась в музейной экспозиции?

– Возможно, именно благодаря этому она и уцелела до сих пор. В лихие 1990-е ив начале 2000-х годы наша подмосковная дача неоднократно подвергалась набегам любителей поживиться за чужой счет. Несколько раз налетчики вскрывали гараж и шарили там, однако старый джип эту криминальную публику, видимо, не заинтересовал, да и вытащить его втихаря было бы сложно. Но однажды лишь чудо спасло машину: мы поехали на ней на берег водохранилище, а пока отсутствовали, кто-то поджег дачу. Не окажись «Виллис» в этот момент в отъезде – может быть, и он сгорел бы, как много другое.

Вскоре после этого один из моих давних знакомых по клубу любителей автомобильной старины рассказал, что в Москве силами группы энтузиастов создан музей ленд-лиза и предложил передать туда автомобиль. Так я и сделал. «Виллис» занял свое место в экспозиции в 2005 году...

Ликвидация музея ленд-лиза завершилась эвакуацией машины маршала Рокоссовского (26 фото)

Теперь, после десяти с лишним лет спокойной жизни в музейном зале, старому внедорожнику пришлось расстаться с этим «насиженным» местом. Вытаскивать армейскую машину весом более тонны пришлось через окно (Николай Бородин пояснил, что точно таким же образом ее сюда и затаскивали).

Для этого на подготовительном этапе понадобилось с оконного проема снимать наружную металлическую решетку, снимать стеклянные створки, демонтировать центральную часть деревянной оконной рамы... Из крепких досок соорудили пандус, а чтобы «нацелить» на него автомобиль несколько мужчин, в числе которых – и внук маршала, перекатывали «Виллис» по тесному «пятачку» в зале музея, выруливая его в нужное положение.

Дальнейшее было делом техники – в прямом смысле слова. С наружной стороны здания вплотную к стене подъехал эвакуатор. Его площадку подняли вровень с подоконником, затем зацепили «Виллис» буксирным тросом от лебедки... «Отойдите все подальше! Поехали!» Ретро-джип плавно вкатился по доскам на подоконник, так же плавно переехал на площадку эвакуатора. Теперь оставалось только при помощи специальных креплений захватитить машину за все четыре колеса, приподнять ее краном эвакуатора и развернуть на 90 градусов, расположив как раз посередине площадки кузова. Все эти манипуляции потребовали буквально 15 минут, а вот с учетом подготовительного этапа «перевалочная» операция длилась более полутора часов.

– И куда же «Виллис» теперь отправится?

– Его отвезут в Подмосковье. Договорились с Музеем техники Вадима Задорожного, что эта мемориальная машина будет передана на некоторое время в их распоряжение. Тамошние специалисты-реставраторы приведут старому джипу «товарный вид», и он будет выставлен в одном из залов. О дальнейшей судьбе машины маршала Рокоссовского говорить пока рано.

Ликвидация музея ленд-лиза завершилась эвакуацией машины маршала Рокоссовского (26 фото)

 
Автомобильный независимый новостной портал
© Copyriht 2017