Главная -> Новости -> Новости -> Тридцать процентов проверенных общественниками столичных лифтов опасны для здоровья

Тридцать процентов проверенных общественниками столичных лифтов опасны для здоровья

Тридцать процентов проверенных общественниками столичных лифтов опасны для здоровья

В этом году по стране прошли тотальные проверки (плановые и внеплановые) лифтового хозяйства. Увы, как это часто бывает — после трагедий. В декабре 2015-го — январе 2016-го в Москве жертвами неисправных лифтов стали сначала 10-месячный младенец, а затем дочь известного телеведущего Евгения Кочергина. Казалось бы, после таких резонансных трагедий жильцы многоэтажек должны были наконец ощутить более жесткий контроль ответственных структур за домовыми лифтами. Однако столичный портал о проблемах ЖКХ завален обращениями из разных округов о неисправностях. Только за один день августа «МК» насчитал более 60 претензий в отношении лифтов! О печальных итогах народного спецрейда по проверке технического состояния лифтового хозяйства нам рассказал координатор движения «Волонтеры города Москвы» Павел Агафонов.

Как поясняет Агафонов, их организация была создана специально для общественного контроля за сферой ЖКХ — активные москвичи своими силами проводят проверки состояния домов, дворов, инфраструктуры, их благоустроенности и безопасности. К инспектированию лифтов добровольцы приступили еще до последних трагедий, в сентябре 2015 года.

— В организации всего около 10 человек, специализирующихся по лифтам: у всех работа, семьи, поэтому свободного времени не так много, но чувство долга и ответственность за здоровье и безопасность таких же, как мы, простых москвичей, заставляют нас действовать, — поясняет мужчина. — Я лично обошел около 200 домов в Орехово-Борисове Северном и Орехово-Борисове Южном, в Зябликове. После гибели людей из-за неисправных лифтов мы усилили проверки и выяснили, что никаких изменений в лучшую сторону, к сожалению, не произошло. Как было все плохо, так и осталось.

Правил, по которым обыватель мог бы квалифицированно оценить состояние лифта, по словам Павла Агафонова, нет. Однако среди волонтеров есть люди с высшим техническим образованием и, изучив регламенты по техническому обслуживанию лифтов, они разработали собственную методику, позволяющую выявлять нарушения и вероятные риски для пассажиров.

— Мы смотрим на точку остановки лифта — расстояние не должно превышать 20 мм выше или ниже уровня порога. Проверяем реверсы (отвечают за открытие дверей при случайном зажатии человека, коляски и т.д.). В частности, иногда используем пластиковую бутылку для оценки силы зажима, — перечисляет обязательные пункты волонтер. — Измеряем величину просвета при открытых дверях — по нормам она составляет не менее 80 см, чтобы там могла пройти и детская коляска, и инвалидное кресло. Проверяем плавность хода лифта — дребезжание, скрежет, вибрирование могут свидетельствовать об износе башмаков (деталь между кабиной и направляющими, по которым ездит лифт), что чревато сходом лифта с направляющих, заклиниванием кабины в шахте и в худшем случае падением. С точностью определить угрозу срыва в шахту невозможно, но с большой долей вероятности — да. Кроме того, обследуем внешнее состояние лифта: насколько исправны кнопки, освещение, слушаем звук открытия и закрытия дверей...

В результате таких комплексных обследований волонтеры пришли к крайне неутешительным выводам — до 90% осмотренных ими лифтов находились в ненадлежащем состоянии. Где-то были сожжены двери лифта, где-то они открывались не полностью («Обслуживающий персонал из экономии не заменил порванные тросики, а просто укоротил», — поясняет Агафонов) или открывались с таким скрежетом, что люди, живущие в квартирах, смежных с лифтовыми шахтами, просыпались по ночам. В ряде случаев были выявлены перебеги лифта (останавливается выше или ниже порога). При этом до 30% обнаруженных нарушений народные инспектора квалифицировали как особо опасные и способные привести к жертвам, в их числе — неполадки реверсов и износ башмаков.

Обо всех проблемах, как рассказали волонтеры, ими были составлены письменные отчеты и направлены обращения на городские порталы, в жилищную инспекцию и технадзор. Однако зачастую ответы носили формальный характер и содержали заверения, что все находится в рабочем состоянии и в норме. Притом что именно жильцы — те люди, которые первыми могут заметить явную неисправность.

Как напомнил Агафонов, сегодня в лифтовом хозяйстве предусмотрено проведение плановых техработ разной степени углубленности, по аналогии с ТО для автомобилей: в среднем не реже чем раз в полгода полагается осмотр лифтов, смазывание и замена деталей по указанной производителем схеме. Если работы выполняются в срок, вероятность плохих последствий минимальна. Почему же картина народных проверок плачевная?

фото: Александр Корнющенко

— Сейчас за состояние лифтов в домах отвечают управляющие компании, которые в свою очередь заключают договор на обслуживание с подрядной организацией: в Москве две большие структуры, «Мослифт» и «Мос Отис», но в них в последнее время, насколько знаю по своему району, прошли сокращения персонала — там, где раньше в диспетчерских было по два лифтера, осталось по одному, а объем работ прежний, — рассказывает эксперт. — Кроме того, следить за поддержанием подрядной организацией жилого фонда в исправном состоянии должна Мосжилинспекция. У них есть грамотные инспектора по коммуникациям, но все-таки лифт — это отдельное сложное инженерное сооружение, требующее особой квалификации контролера. Такие люди были в Ростехнадзоре, однако его, увы, исключили из списка обязательных проверяющих (говорят, якобы из-за слишком большого воздействия на частные управляющие компании). Вот и получается, регламенты написаны хорошо, но зачастую их просто не исполняют. И при плохом обслуживании современный лифт несет даже больше проблем, чем «возрастной»: аппаратура дорогая, поддержка дорогая, управляющие компании стараются на всем сэкономить, и в результате новый лифт скорее выходит из строя.

В Ростехнадзоре «МК» также подчеркнули, что в настоящее время возможности ведомства контролировать ситуацию с лифтами очень ограниченны. Такое положение возникло после того, как лифты исключили из категории опасных производственных объектов. «Государство руководствовалось презумпцией добросовестности эксплуатирующих организаций, рассчитывало на их способность самостоятельно обеспечить безопасную эксплуатацию. Где-то не получилось», — заявил в мае, комментируя череду аварий лифтов, руководитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Алексей Алешин. «Сейчас Ростехнадзор занимается тем, чтобы вернуть возможность контролировать эксплуатацию лифтов», — заключили в ведомстве.

Напомним, во время недавней глобальной проверки Минстроя России совместно с Ростехнадзором и региональными Госжилинспекциями были обследованы все лифты в жилом фонде страны (более 451 тысячи), эксперты выявили, что более 10 тысяч лифтов эксплуатируются с нарушениями.

СПРАВКА «МК»

Что делать, если вы обнаружили неполадки в работе лифта?

1. Обратитесь в диспетчерскую по месту жительства, обязательно уточните фамилию дежурного и номер, под которым должны зарегистрировать вашу заявку в журнале.

2. Если общение с диспетчером не принесло желаемого результата, обратитесь на «горячую линию» подрядной организации, обслуживающей лифт (информация с указанием организации должна висеть на 1-м этаже на двери лифта).

3. Обратитесь в Мосжилинспекцию. Если результат также не удовлетворит — в Ростехнадзор, а в крайнем случае — в прокуратуру.

 
Автомобильный независимый новостной портал
© Copyriht 2017