Именем Кандинского в Москве назовут улицу

Третьяковка подготовила выставку с двумя главными шедеврами художника – «Композиции VI и VII» – вместе их показывали 27 лет назад. А в Еврейском музее развесили привезенные из регионов картины Кандинского и других авангардистов: Малевича, Шагала, Гончаровой, Ларионова...
фото: Ксения КоробейниковаИменно Кандинский предложил в 1918 году Наркомпросу создать в провинциальных городах музеи современного искусства. Специальная комиссия два года закупала закупала работы мастеров и распределяла их по городам с художественными училищами. Среди первых закупок был «Черный квадрат» Малевича. За два года 1211 картин отправили в 30 музеев. Когда Кандинский отошел от дела и передал его Родченко, план Наркомпроса объявили утопическим и отвергли. Однако за короткий срок в региональных музеях успели собрать уникальные коллекции живописи.
На выставку привезли сотню произведений из 19 музеев. География широкая: от крупных Архангельска, Краснодара до мелких Ельца и Тотьмы. Есть работы не только знаменитых авторов, но и малоизвестных: Павла Кузнецова, Алексея Кокеля, Николая Милиоти. Развеска необычная, сложная для восприятия. По трем стенам большого зала-куба без перегородок картины разместились на разных уровнях. Большие полотна окружены маленькими. Сами авангардисты, кстати, вешали произведения таким образом. Хронология нарушается в редких случаях, если одна работа художественно не сочетается с другой. Специально для выставки в Центре Грабаря отреставрировали 10 полотен.
– Мы отобрали вещи неизвестных авторов и произведения, которые мало выставлялись или не показывались вовсе, – говорит куратор проекта Андрей Сарабьянов. – Поэтому назвали выставку «До востребования. Коллекции русского авангарда из региональных музеев». В годы написания этих работ слова «авангардизм» не было. Тогда художники называли себя футуристами. Термин возник только в 60-е годы и прижился в нашей науке. Чаще всего его употребляют в отношении русского искусства, хотя слово пришло из французского, из военной терминологии. «Авангард» означает стражу, идущую впереди.
Кандинского дают циклом: его «Импровизация», «Южное», «Футуристический рисунок» и «Музыкальная увертюра» весят рядом. С ними соседствуют беспредметные работы зрелого, узнаваемого Малевича. А его ранний «Городок» крошечный по размеру примостился под громадным «Павлином» Ларионова. Красочная птица в стиле неоимпрессионизма напоминает индюка Мане. Недалеко от полотна Ларионова висит «Весна» Гончаровой. На ту же стену определили работы Шагала. Но все внимание приковывают «Три сестры» Ильи Машкова и Валентины Ходасевич. Хоть блондинка несуразная, а брюнетки откровенно страшноватые, взгляда от них не отвезти. Цепляют, и все. Еще среди хитов – «Пожар» Ольги Розановой из Елецкого музея. До недавнего времени картина приписывалась неизвестному художнику, ее автора выяснил Андрей Сарабьянов.
– Каково ваше впечатление о выставке? – спрашиваю у Марины Лошак.
– Здесь собрали редкие вещи и расположили их в интересном контексте. Выбранный способ развески максимально точно показывает контекстуальное состояние этих вещей. Энергия, смешавшаяся на стенах, сильно влияет на зрителей. Для человека, который редко бывает на подобных выставках, предоставили уникальную возможность открыть силу и значение русского авангарда. Для меня стала открытием работа Ольги Розановой из Архангельского музея.
Это лишь первая часть масштабного проекта. Вторая выставка из коллекций региональных музеев намечена на следующий год. Затем экспозицию отправят в тур по России. Ее увидят и в тех городах, которые предоставили шедевры русского авангарда на выставку в Москве.