Вячеслав Лысаков: «Общественный контроль — залог успешного развития государства»

Осуществление общественного контроля над органами власти позволяет существенно усовершенствовать их работу. Депутат Госдумы и сопредседатель московского штаба Общероссийского народного фронта Вячеслав Лысаков рассказал в интервью «Моя Москва», как сделать общественный контроль максимально эффективным.
— Вячеслав Иванович, в последние годы вопросы усиления общественного контроля над властью приобретают особое значение в нашей стране. Как вы считаете, с чем это связано?
— Давайте начнем с основ. Демократическое государство несет на себе обязательство обеспечивать конституционные права и свободы граждан. Однако в условиях, когда отсутствует обратная связь и контроль со стороны общества, государство теряет в эффективности принимаемых решений и действий. Вот почему так важно, чтобы общество формулировало четкий запрос к власти, следило за ее деятельностью и результатами. Бесконтрольные органы управления, как правило, подвержены коррупции и работают нерационально, игнорируя интересы граждан. Общественный контроль позволяет эту ситуацию исправить, причем на всех этапах: принятия решения, его реализации и оценки эффективности.
По сути дела, общественный контроль — это один из важнейших инструментов успешного развития государства и общества. Он подразумевает деятельность институтов гражданского общества и отдельных граждан. Наиболее яркий пример — Общероссийский народный фронт (ОНФ), основанный пять лет назад по инициативе Владимира Путина. Для меня было огромной честью оказаться в числе основателей этой общественной организации в 2011 году в качестве общественного деятеля, защищавшего права автомобилистов. ОНФ достаточно быстро приобрел репутацию ведущего общественного института в стране, осуществляющего контроль над исполнением указов и поручений главы государства.
— А как работает механизм контроля?
— Смысл общественного контроля заключается в том, чтобы отслеживать соответствие действий органов государственной власти нормам законодательства и корректировать выявленные отклонения. Общество также вправе высказывать мнение относительно тех или иных инициируемых законодательных инициатив. Так, в 2013 году в Послании Федеральному собранию глава государства Владимир Путин обратил внимание на то, что все законопроекты, ключевые государственные решения, стратегические планы должны проходить гражданское, так называемое «нулевое» чтение с участием институтов гражданского общества. К слову сказать, ОНФ активно проводит экспертизу законотворческой сферы.
— Но что тот же ОНФ может сделать в случае выявления тех или иных злоупотреблений?
— В первую очередь, конечно же, направлять в органы исполнительной власти предложения и рекомендации по совершенствованию их деятельности, по устранению причин и условий, способствующих злоупотреблениям и коррупции, выдвигать общественные инициативы. Так, ОНФ в нынешнем созыве Госдумы предложил через своих представителей — депутатов достаточно большое число законопроектов, имеющих большое социальное значение. Самый свежий пример: в прошлую пятницу, 17 июня, нижняя палата приняла во втором и третьем чтении законопроект ОНФ о «Зеленом щите», который закрепляет возможность создания защитных лесопарковых зеленых поясов вокруг муниципальных образований и городов федерального значения. Первой законодательной инициативой ОНФ стал запрет для чиновников разного уровня иметь денежные счета и другие финансовые инструменты за рубежом.
— Вячеслав Иванович, как победитель недавних праймериз, расскажите, как осуществляете общественный контроль в столице?
— В преддверии предварительного голосования я и моя команда, как я ее еще называю, «команда добрых дел», много общались с москвичами. Столичные жители продолжают обращаться с самыми разными просьбами. Их спектр достаточно широк. Кто-то просит благоустроить детские площадки, заменить асфальт на придомовой территории, элементарно установить лавочки и урны у подъездов, обустроить близлежащие лесопарковые зоны. Другие настаивают на необходимости создания дополнительных парковочных мест, ремонте фасадов домов, организации ярмарок выходного дня, магазинов шаговой доступности и многого другого. Часть проблем удается решить на месте. Например, реконструировать или установить пандусы у подъездов, завезти землю для озеленения придомовой территории, заасфальтировать дорожки во дворе и многое другое. Но есть проблемы и более глобального порядка. На их решение требуется много усилий и времени.
— Какие, например?
— В середине прошлой недели были представлены результаты мониторинга за ситуацией по ремонту вестибюлей столичного метрополитена.
Активисты регионального штаба ОНФ в Москве обнаружили срыв сроков ремонта вестибюлей и прилегающих к ним подземных пешеходных переходов.
Одновременно наши активисты проанализировали в целом доступность городской среды для людей с ограниченными возможностями. Они проверяли укладку тактильной плитки, высоту бордюров, угол наклона пандусов. По итогам мониторинга выявлено, что подавляющее большинство дорожных и пешеходных маршрутов выстроены без учета нужд инвалидов. Согласно государственной программе «Социальная поддержка жителей города Москвы», на формирование безбарьерной среды для инвалидов с 2012 по 2018 год планируется потратить свыше 6 млрд руб. городского бюджета. Для того чтобы эти средства были израсходованы с максимальной эффективностью, необходимо разработать скоординированную концепцию адаптации городской среды для граждан с ограниченными возможностями.
Другой пример: жители Москвы часто жалуются на необоснованно завышенные, на их взгляд, суммы в квитанциях на оплату услуг ЖКХ, где появляются дополнительные суммы в графе «Перерасчет», увеличивающие сумму платежа на сотни, а иногда и тысячи рублей. Причем разобраться, в чем же в реальности дело, практически невозможно ни в управляющей организации, ни даже в расчетном центре. Мы проанализировали данную ситуацию, обратились за разъяснениями в управляющие компании. И по итогам этой работы предложили добавить в Единый платежный документ (ЕПД) графу «Основание перерасчета». Мы также считаем важным внести изменения в регламент взаимодействия между организацией, обслуживающей многоквартирный дом, и районным многофункциональным центром (МФЦ) о предоставлении госуслуг в части предоставления данных по перерасчету. Система тарифообразования и начисления платежей должна быть исключительно прозрачной, чтобы москвичи понимали, за что они платят, и могли оспорить платеж, если он выставлен необоснованно.
Еще одна проблема — прозрачность деятельности управляющих компаний в сфере ЖКХ. Мы провели мониторинг информационной открытости управляющих компаний столицы и выяснили, что деятельность более 25% из них остается закрытой для собственников. Так, по состоянию на 15 мая текущего года 191 управляющая компания из 758, получивших лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, не опубликовала на сайте «Реформа ЖКХ» необходимую информацию о своей деятельности. С другой стороны, управляющие компании, разместившие отчет за год, в большинстве случаев представили данные, в которых с трудом могут разобраться даже специалисты. Конечно, очень важно добиться, чтобы информация была не только доступной, но и понятной собственнику жилья, чтобы он с легкостью мог проверить, проводился в его подъезде указанный в отчетности ремонт или нет. И таких примеров можно привести сотни. Безусловно, без осуществления общественного контроля их крайне сложно решать.
— Вячеслав Иванович, как действующий депутат Госдумы и потенциальный кандидат в новый парламент, поделитесь мнением, что граждане ожидают от своих представителей, за кого будут готовы голосовать на выборах 18 сентября?
— На мой взгляд, все общественные запросы лежат на поверхности. Люди хотят, чтобы в Думе их интересы представляли настоящие профессионалы, обладающие необходимыми компетенциями. Специалистом во всем, конечно же, быть невозможно, и граждане это понимают и тем не менее требования предъявляют достаточно высокие. Для них важно, чтобы кандидат был открыт к обратной связи с гражданами не только во время избирательной кампании, но и в постоянном режиме, доносить их чаяния в высшие эшелоны власти и предлагать пути решения. Убежден, что лидерами избирательной гонки главным образом в одномандатных округах станут кандидаты, которые смогут предложить четкую повестку действий, расписанных на пять парламентских лет вперед. Выборы в этом году будут проходить по новым правилам — по партийным спискам и одномандатным округам. По моему мнению, возобновление этой практики, с одной стороны, будет содействовать проведению легитимных, открытых, конкурентных выборов. С другой стороны — на выборы в одномандатных округах пойдут представители регионов, знакомые с проблемами и спецификой не понаслышке, кандидаты, которые понимают сложности людей и готовы их решать. Безусловно, это повысит качество представительства в парламенте.